Массовые доначисления утильсбора: миф или реальность? Что делать если «письмо счастья» все-таки пришло.
С 2022 года россияне ввезли более 815 тыс. автомобилей для личного пользования, но в 2024 году тысячи владельцев столкнулись с неожиданными требованиями от ФТС — доплатить утилизационный сбор в размере от 300 до 840 тыс. рублей. Как развивалась ситуация и о чем необходимо знать участникам ВЭД?
Хроника событий 1. Первые сигналы В начале 2024 года СМИ сообщили о массовых уведомлениях от ФТС: автовладельцам, ввозившим машины по параллельному импорту, доначисляли утильсбор из-за заниженной стоимости в инвойсах. Непроверенные источники сообщали, что сумма недоимок за 2024 год достигла 535,9 млн рублей, а случаи исчислялись тысячами.
2. Причины проблем — Фальшивые инвойсы: брокеры и «серые» дилеры предоставляли в таможню поддельные документы, чтобы снизить таможенные пошлины и НДС.
— Отсутствие экспертных заключений: для машин младше 3 лет требовалось подтверждение стоимости от аккредитованных фирм, но многие авто растаможивались без этого.
— Риск аннулирования ЭПТС: При неуплате недоимки электронный паспорт ТС мог быть отозван, превращая машину в «металлолом».
Почему мнения расходятся? — Покупатели vs Статистика: владельцы жалуются на «письма счастья», но ФТС называет случаи единичными. Вероятно, речь идет о точечных проверках, которые создают эффект массовости в СМИ.
— Серые схемы: многие обращались к неофициальным брокерам, которые манипулировали документами. Те, кто оформлял авто легально, рискуют меньше.
Реакция ФТС и МВД – ФТС опровергла масштаб проблемы: по их данным, доначисления затронули лишь 0,3% ввезенных авто (2 510 из 815 тыс.), а в бюджет поступило 1,3 млрд рублей. Также в ФТС подчеркнули, что аннулирование ЭПТС не предусмотрено законом при корректировке стоимости.
– МВД сообщило, что согласно законодательству, аннулирование электронного ПТС не является основанием для прекращения ее регистрации, но может привести к отказу в проведении каких-либо регистрационных действий с транспортным средством в дальнейшем.
Рекомендации для участников ВЭД и владельцев автомобилей1. Во всех статьях прослеживается путаница в понятиях «утилизационный сбор» и «таможенные платежи». Занижение стоимости автомобиля в инвойсе влечет за собой доначисление таможенных платежей. Утилизационный сбор зависит от возраста авто и от характеристик двигателя, а не от его стоимости.
2. Если Вы являетесь декларантом автомобиля (не зависимо от того, кто подавал документы в таможню - Вы или брокер) ответственность за неуплату таможенных платежей и утильсбора будет лежать на Вас. Брокер, конечно, несет ответственность, но с ним Вы будете разбираться без таможни.
3. Если Вы приобрели автомобиль после его растаможки и уплаты утильсбора в РФ, то обязанности по уплате таможенных платежей и утилизационного сбора у Вас нет.
Вы можете заплатить сбор, но не обязаны. Если Вам пришло требование таможни об плате платежей не спешите. Проконсультируйтесь с юристом и направьте в таможню ответ или требование об аннулировании доначисленной суммы. Главное не оставляйте требование государственных органов без ответа.
4. «Отсутствие экспертных заключений для машин младше 3 лет». Таких требований в таможенном законодательстве нет. Если характеристики автомобиля не подтверждены при декларировании, то решение о выпуске товара не может быть принято. А в рамках проверки после выпуска никто не мешает представить сведения о характеристике автомобиля по требованию таможни, в том числе и в виде экспертного заключения.
Итог: ситуация обнажила риски параллельного импорта. Несмотря на статистику ФТС, тысячи автовладельцев оказались в сложной ситуации. Вывод прост — доверяйте только тем, кто работает в правовом поле.
Важно: если Вы столкнулись с доначислениями — не игнорируйте уведомления. Оспорить требования можно через суд, но лучше заранее минимизировать риски.