Рынок дорожно-строительной техники в России: вызовы и перспективы

Рынок дорожно-строительной техники в России: вызовы и перспективы

Рынок дорожно-строительной техники в России: вызовы и перспективы


В последние годы российский рынок дорожно-строительной техники претерпел значительные изменения. На фоне ухода западных производителей строительные компании активно перешли на технику китайского производства. Однако обновить парки не так уж и просто - компании сталкиваются с рядом экономических и технологических ограничений.


Структурные изменения и ситуация сегодня


По данным Росстата, в 2024 году в эксплуатации находилось около 44 тыс. единиц спецтехники, включая экскаваторы, бульдозеры и автокраны. При этом доля импортных машин высока, особенно в сегменте скреперов, где зарубежная техника составила 73%. В то же время российские производители не могут полностью закрыть потребности отрасли на данный момент. Это приводит к доминированию китайских брендов: вместо прежних лидеров Caterpillar, Komatsu и Volvo мы видим XCMG, Sany, Shantui и FAW.


Основным препятствием для обновления парков стали высокие кредитные ставки, затрудняющие лизинг. Как отмечают отраслевые эксперты, строительные компании сталкиваются с дефицитом финансирования, а дилеры вынуждены демпинговать: прибыльности рынка снижается.


Перспективы импортозамещения и господдержка


Несмотря на активное замещение западной техники китайской, полный переход на отечественные аналоги - по-прежнему сложная задача. По словам представителей отрасли, российские компоненты зачастую уступают в качестве и технологичности, поэтому конечный продукт становится неконкурентоспособным по цене. Тем не менее, отдельные успехи есть: локализованы производства асфальтоукладчиков, битумовозов и дорожных фрез, хотя их характеристики еще не достигли уровня зарубежных аналогов.


Эксперты прогнозируют, что к 2030 году Россия сможет сократить зависимость от импорта на 60-80%, но для этого необходима системная господдержка, включая финансирование НИОКР и развитие сервисной инфраструктуры. Одним из возможных решений может стать промышленная сборка техники совместно с китайскими, индийскими и иранскими партнерами.


Советы участникам ВЭД


Сложившаяся ситуация создает как риски, так и возможности для участников внешнеэкономической деятельности. Рост спроса на китайскую и индийскую технику развивает новые логистические маршруты, а потенциальная локализация производства требует налаживания цепочек поставок комплектующих. В ближайшие годы ключевыми факторами успеха станут гибкость поставщиков и адаптация к изменяющимся условиям рынка.

Made on
Tilda