Обновление автопарка: кризис, риски и предложения отрасли
На фоне стремительного роста издержек и снижения рентабельности перевозок грузовой автопарк России оказался в критическом состоянии.
Средний возраст машин превышает 20 лет, а в некоторых категориях — приближается к 25. Темпы и эффективность логистики падают, ухудшается дорожная безопасность, а в плане заработков - ситуация отталкивает молодёжь работать в отрасли.
📌
Основными причинами проблемы участники рынка называют падение рентабельности логистических услуг и резкий рост стоимости новой техники. В 2024 году лизинговые платежи на тягачи увеличились на 60% и превысили 300 тысяч рублей в месяц, а обновление парка стало недоступным для значительной части перевозчиков.
💡
В ответ на сложившуюся ситуацию эксперты предлагают комплекс мер. Они направлены на обновление подвижного состава.
Обсуждаются инициативы по ограничению перерегистрации техники старше 25 лет с постепенным сокращением допустимого срока эксплуатации до 15 лет к 2035 году. Также предлагается внедрить систему трейд-ин с предоставлением скидки в 1 миллион рублей при сдаче старого автомобиля в зачёт стоимости нового отечественного грузовика.
Предполагается, что соответствующее финансирование может быть обеспечено за счёт утилизационного сбора, включённого в цену новых машин.
🔥
Вместе с тем участники рынка подчёркивают: частичные инициативы не смогут дать устойчивого эффекта без включения их в единую государственную программу поддержки. В частности, актуальными остаются меры по расширению льготного лизинга, субсидированию авансовых платежей и компенсации части НДС при покупке новой техники. Несмотря на то, что в 2025 году уже выделено порядка 10 млрд рублей на лизинговую программу, текущего объёма средств явно недостаточно для удовлетворения потребностей всех категорий перевозчиков.